В этом сезоне Алина Загитова катала три образа: романтичная Кристина, дерзкая Кармен и сорвиголова Лара Крофт. Под катом разбор проката «Призрака Оперы» на Чемпионате мира в Сайтаме. Что можно сказать об этой постановке? Это программа победы. Кристина Даэ никогда не сдавалась и блистала даже в самые сложные моменты сезона, а в решающий момент именно она внесла определяющий вклад в сайтамский триумф. 

Алина Загитова: Призрак Оперы

Фото © isu.org 

Музыка 

 Внушительный для короткой программы список музыкальных тем из мюзикла в хронологическом порядке: 

Angel Of Music

Mirrors

Think of me

Шкатулка

Phantom of the opera

Music of the night 

Хотя была сильная критика аранжировки, у хореографа и постановщика Даниила Глейхенгауза получилось главное: сочинить отличающийся от других Призрак Оперы.  Это программа с ярко выраженной историей, и катание Загитовой — маленькое театральное представление. Наверное, именно сюжет определял нарезку музыки из мюзикла.  

Пролог  

В тексте не будут расписаны все элементы, только ключевые моменты. Есть видео с наглядной аннотацией всех элементов. Среди элементов, приведенных в тексте, сложные шаги и повороты будут выделяться курсивом. Обозначения: CW, ACW — вращение по часовой и против часовой, 180, 360, 720 — градусы оборотов, R, L — правая или левая нога. F, B — движения вперед лицом или назад спиной. O, I — внешнее или внутреннее ребро. 

 История короткой программы довольно очевидна и широко известна. Это рассказ об отношениях Призрака Оперы и Кристины Даэ. 

Призрак — обладатель завораживающего таланта и отталкивающего уродства. Он страдает от одиночества, но жаждет любви и признания толпы. Ради своей цели Призрак избавляется от старой негодной примы и берет под контроль парижскую оперу. Кристина для него совершенный инструмент, призванный донести до людей его божественную музыку, и позволить мастеру, наконец, предстать перед публикой и по праву насладиться обожанием.  Этот прекрасный инструмент Призрак терпеливо пестовал и настраивал с самого детства, но подобно Пигмалиону он влюбляется в свою Галатею и жаждет ею обладать. Чувства же Кристины к учителю проходят извилистый путь от экзальтированного восторга к страху и ненависти, от ярости и отчаяния к состраданию и прощению. 

В начале программы Кристина приходит в себя от дурмана в подземелье Ангела Музыки. Истинный облик наставника приводит ее в ужас, она отшатывается и бросается прочь. На лице Алины соответствующие эмоции, но она не переигрывает и все выглядит естественно. Так начинается побег из логова Призрака, который завершается каскадом. 

3Lz+3Lo (Каскад тройной лутц + тройной риттбергер) 

Фигуристка подсечками начинает разбег на 3Lz+3Lo под тревожные звуки скрипки, постановщик искусно нагнетает саспенс перед коронным каскадом, который обрывается вместе с музыкой. 

Вот шаги, которые выполняются перед каскадом:

Кросс ролл LBI-RBI

Чоктау RBI-LFO 

Перетяжка LFO-LFI 

Моухок LFI-RBI 

Кросс ролл RBI-LBI 

Перетяжка LBI-LBO 

3Lz+3Lo 

 Алина Загитова: Призрак Оперы

 Что всегда притягивает в прыжках Алины — она никогда не «телеграфирует»(долгая изготовка), просто делает поворотышаги и сразу взмывает в воздух. Прыжки в каскадах она тоже выстреливает, как из пулемета. 

Выезды из прыжков у Загитовой, как правило, оформляются одноножными поворотами: 

Тройка RBO-RFI

Кораблик 

Скрещение с переходом на RBI 

Смена направления на RFI

Кораблик.  

FCSp4 (Прыжок в либелу)  

  После кораблика спортсменка делает прыжок бабочкой в либелу и вращается в унисон вновь набирающей силу скрипке.   

Из бабочки, за которую она получает первый уровень, она приземляется в позицию либелы, которую быстро стабилизирует и в чистой базовой позиции либелы делает два оборота (засчитывается позиция с не менее 2 оборотами).   

Далее она переходит в сложную вариацию — бублик (dougnout), за который также получает уровень. В бублике она делает 9 очень быстрых оборотов и получает третий уровень за выполнение более 8 оборотов в одной позиции. Из бублика она затем перетекает в лежачий бильман, в котором делает 2 оборота. Это тоже сложная вариация, которая поднимает уровень вращения до четвертого.   

Из вращения фигуристка выходит со сменой ноги и выполняет 1 оборот в позиции стоя для красоты (больше нельзя иначе будет засчитана позиция и вращение превратится в комбинацию). При выходе из вращения она решительным ударом разбивает зеркало, что символизирует разрыв отношений с Ангелом музыки, который в фильме Джоела Шумахера обращался к девушке из зеркал. 

StSq4 (Дорожка шагов)  

 Далее следует нежная ария Think Of Me под вокал Эмили Россум. Кристина наслаждается свободой, ролью примы и первой любовью. Зрители могут немного перевести дыхание. Но не Алина, у нее начинается дорожка шагов.  

В дорожке почти нет двуножных шагов, смены ног и направления преимущественно делаются на зубцовых  подпрыжках, пируэтах. Именно это и придает воздушность дорожке, создает ощущение полета  и отличает от других.   

Скольжение выполняется с частой сменой ритма и почти всегда на одной ноге. Вся дорожка катается на хорошей скорости, с ощущением легкости и мощи.   

Движения торса, головы, рук и ног выполняются на всех этажах в течение всей дорожки, они естественны и не создают впечатления зажатости, жесткого корпуса. Колени и ступни тоже легко сгибаются и работают в четком ритме, выпрямления колена фигуристка акцентирует, вытягиваясь во весь рост, вставая на зубцы или сразу выпрыгивая. Вообще присутствует очень много вертикальных движений, взмахов ногами, направленных на усиление эффекта порхания надо льдом.  

Загитова начинает дорожку шагов с левого короткого борта и скользит змейкой до правого борта. В середине  делает круг перед судьями, выполняя комбинации сложных шагов.

Алина Загитова: Призрак Оперы

 В видео комбинации выделены зеленым цветом.  

Обилие сложных шагов и поворотов  в дорожке позволяет ей демонстрировать свои комбинации одну за другой в центре прямо перед судейской ложей, не рискуя получить понижение за неравномерное распределение элементов. То, что обе комбинации она выполняет как можно ближе к судьям, также говорит об уверенности спортсмена в своих навыках. Шаги выполняются точно и четко, с глубокими ребрами и дугами, легко различимы.  

Алина Загитова: Призрак Оперы

Итоговое количество шагов и поворотов:

Алина Загитова: Призрак Оперы 

Очевидно, что при выполнении шагов и поворотов вращений  в обе стороны более, чем достаточно. Фигуристка одинаково охотно вращается в обе стороны, катание разнонаправленное.  19 сложных шагов и поворотов — это действительно много, черта сложности в 11 штук перекрыта почти в два раза. 

Даниил Глейхенгауз о качествах Загитовой: В этом сезоне, даже несмотря на то, что иногда у нее не получались программы, она всегда в полную силу и качественно доделывала всю хореографию, все шаги и вращения. Она не бросает руки и не просто докатывает.   

Как бы плохо не шел прокат, Алина не опускает руки, раз за разом выдавая требуемые уровни на непрыжковых элементах. Единственный случай был на Чемпионате Европы, когда она вдруг изменила захват в бильмане, что выглядело очень странно. Как выяснилось на ноге был сильный ожог, и захватывать ее она не могла из-за болевого шока. 

2A (Аксель) 

После дорожки начинается заход на аксель, на который Алина набирает скорость двумя подсечками. Далее следуют: 

Кросс ролл RBI-LBI 

Шарлотта  на левой ноге 

Выкрюк LBO-LFO 

2A. 

Алина Загитова: Призрак Оперы

Этот аксель настоящее украшение программы: эффектная шарлотта, сложный поворот и мгновенный прыжок — все на одной ноге, сумасшедший по сложности заход. Обычно перед прыжками фигуристы меняют ноги, чтобы выпрыгнуть на свежей ноге. Но Загитова не обычная фигуристка и это тоже показатель ее атлетизма, который позволял в прошлом сезоне выполнять все прыжки во второй половине. 

Выезд из прыжка также соответствует — сложные повороты на одной ноге:

Выкрюк RBO-RFO 

Петля RFO. 

В олимпийский сезон Загитова пыталась вставить этот заход в программу, но постоянные ошибки на акселе вынудили тренерский штаб упростить его. Но в этом сезоне Алина не стала пасовать и добила заход. 

LSp4 (Заклон) 

 После акселя следует заклон под звучание музыкальной шкатулки. Алина словно настоящая куколка из шкатулки выполняет растанцовку на зубцах, прежде чем выполнить вращение. 

Заклон (Layback spin) — самое тяжелое вращение в фигурном катании, которые предъявляет определенные требования к гибкости и физической подготовке. После растанцовки фигуриста начинает вращение через выпад, затем выполняет 1 оборот в качалке, что засчитывается как сложный заход во вращение и дает уровень. 

Затем она начинает вращения в заклоне в боковом варианте со скрещенными за спиной руками. Так она выполняет 3 оборота, далее она переходит в заклон назад, и за четкую смену позиций в заклоне также полагается уровень.  В сложной вариации заклона спиной назад с захватом ноги (+1 уровень) она выполняет 5 оборотов. 

После чего поднимается в бильман — это тоже сложная вариация, за которую дается уровень — и выполняет в нем 4 оборота. Прежде чем подняться в бильман, Алина сделала 8 оборотов в базовых позициях, выполнив этим требования к количеству оборотов в заклоне. 

3F (Флип)  

После вращения под музыку «Призрак Оперы» начинается новое развитие сюжета. Темная сторона гения не дает ему просто исчезнуть без борьбы. Кристина не хочет причинять зло Ангелу музыки, но у нее нет другого выбора, как вступить в противостояние. 

Еще один ключевой момент программы и безумный по сложности заход на флип, под тревожный набат «Призрака Оперы»: 

Моухок RFI-LBI 

Кросс ролл LBI-RBI 

Чоктау RBI-LFO 

Крюк LFO-LBO 

Выкрюк LBO-LFO 

Тройка LFO-LBI 

3F 

Алина Загитова: Призрак Оперы

При выезде, как всегда, одноножный сложный поворот: 

Выкрюк RBO-RFO. 

Прыжок выполнен в фирменном стиле без промедлений и без смены ноги после серии одноножных поворотов, из которых два сложные. 

Все — катарсис! Смятение и фрустрация смываются первыми же аккордами бравурной «Музыки Ночи» точно в такт приземлению флипа. У зрителей наконец эмоциональная разрядка, самое сложное позади.

 CCoSp4 (Комбинированное вращение) 

 Последним элементом стоит комбинированное вращение со сменой ноги. Загитова на него заходит с ина бауэара и через прыжок бабочкой. После приземления с прыжка она выполняет 1 оборот в ломаном волчке со сменой ноги на левую при заходе. Затем выполняет 4 оборота в складке ( сложная вариация +1 уровень). Поднимается в А-spin( стоя в наклоне вперед с захватом ноги), в этой сложной вариации она выполняет еще 4 оборота. 

После чего выполняет требуемую смену ноги на правую и делает 2 оборота в либеле, 3 оборота в качалке, опускается в волчок на 3 оборота и поднимается в I-spin (Карандаш, стоя с вертикально поднятой ногой) на четыре оборота. I-spin — сложная вариация, также уровень дается за то, что фигуристка выполнила вращения во всех трех позициях на второй ноге. На обеих ногах она выполнила больше требуемых 6 оборотов с большим запасом. 

Финал 

Книксен для аудитории. На лице Кристины облегчение, грусть и сострадание: какие бы испытания не выпали на ее долю, она прошла их с честью и нашла в себе силы простить сумрачного наставника и увидеть в нем лучшую часть его души. Финальная поза и конец захватывающей истории Кристины Даэ и Призрака Оперы. 

Послесловие 

Все представление пролетает на одном дыхании. В программе в  промежутках между основными элементами нет пустых, провисающих мест, где спортсмен мог бы отдохнуть и перевести дух.  Связок действительно много, но сложность программы, ее интенсивность приковывают зрительское внимание, превращая спортивную составляющую в драматический прием. 

В короткой программе правилами требуется выполнить три вида вращений: прыжок во вращение, вращение в одной позиции и комбинированное со сменой ноги. Из вращений в одной позиции самым дорогим по базовой стоимости является вращение в заклоне, его Загитова и выполняет. Из вращений с прыжком по базе самые высокие — это прыжки в заклон и либелу. Поскольку заклон уже используется в программе, то остается прыжок в либелу. Для комбинированного вращения опций нет. 

Все три вращения фигуристка выполняет на железный четвертый уровень с хорошим качеством исполнения (скорость, четкие и контролируемые позиции, безусильность, центровка, соответствие музыке). Всего сделано 7 сложных и 5 простых позиций вращения. Также все вращения Алина выполняет против часовой стрелки. Предпочтений на какой ноге выполнять вращения — нет: либелу она делает на правой ноге, заклон — на левой. 

Загитова большинство поворотов и шагов в программе ( за исключением дорожки шагов)  также выполняет против часовой стрелки. Но катание разнонаправленное, поскольку вращения против часовой регулярно перемежаются с поворотами по часовой. Явных предпочтений на какой ноге катать у нее нет — в программе 21 элементов на левой ноге и 28 на правой. В таблице ниже количество элементов всей программы в первой строке и без учета дорожки шагов во второй.

Алина Загитова: Призрак Оперы

 Для интереса цифры по второй строке (без учета дорожки шагов) можно сравнить с результатами анализа коротких программ мужчин 2017 года в Бантиках и пуфиках в блоге Доброе ФК:

Алина Загитова: Призрак Оперы

Алина Загитова: Призрак Оперы

 Этери Тутберидзе об усложнениях в этом сезоне: – Мы поставили Алине две новые программы, максимально повысив сложность переходов и связующих элементов. Все, включая Федерацию, просили нас упростить программы, но мы не стали. Они считают, что так ей будет легче выполнить все прыжки. Конечно, это изматывает. Связки сложные, а скорость высокая, но именно так мы ее развиваем.

Источник: sports.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

14 + пятнадцать =